Перейти к содержанию

Идеи в матрице

Идеи в матрице

Осторожно, будут спойлеры. Пост для тех, кто немного устал от просто эффектных фильмов и хочет 10 часов глубокого сюжета. Я тут недавно сходил на четвёртую часть матрицы и покинул зал, не глянув сцену после титров. Уже дома всё-таки решил её загуглить и наткнулся на обсуждение о том, что матрица уже не та, создатели уничтожили её атмосферу и сюжет, осталось одно тупое мочилово и комедия.

Мне так не показалось во время просмотра, но и не сказать что я сильно понял сюжет, да и уже совсем забыл первые фильмы. Пошёл на ютуб смотреть разбор первых фильмов с которым наверно не все согласятся, но мне он понравился. Видос на ютубе называется "агент Смит - человек". Не буду полностью его пересказывать, там довольно ёмкое повествование минут на 40, посмотрите если заинтересует. Вкратце там говорится о том, что Нео не всегда человек, а Смит не всегда компьютер. Что на самом деле, Нео так и не вышел из матрицы, иначе откуда у него единственного такие способности в ней, какие есть только у программ? Как он может влиять на машин вне матрицы, видеть, когда его лишили зрения, подключаться к матрице даже не вставляя интерфейс подключения в голову, а агент Смит может подключаться к "реальному" миру. А главное видос о том, что на самом деле машины никогда не были врагами людей, а хотели только спасти их и ничего более, даже не контролировать для того чтобы черпать из них энергию (потому что это, ну очевидно, не эффективно, а у машин, как говорится в первом фильме, есть термоядерные реакторы). С такой перспективы фраза "вы что, хотите чтобы было как в матрице?" уже и не звучит так пугающе. Я решил после этого видоса пересмотреть все три части, чтобы убедиться есть там такой посыл, или напридумано. В итоге напридумывал ещё сверху xD.

Смыслы и контексты

Пересматривать очень советую с английскими субтитрами, можно в русской озвучке. Не с тем чтобы инглиш подтянуть, хотя тоже полезно, а чтобы лучше понять то, что хотели сказать именно авторы. Русский перевод несёт совсем не ту смысловую нагрузку, он слишком художественный. В итоге, вы смотрите фильм в интерпретации переводчиков, а переводчики, возможно, тоже ориентируются на то, как фильм будут смотреть зрители в среднем. Редко смысл вообще изменён на противоположный, часто он кажется совсем из другой плоскости. У отдельных слов может быть несколько смыслов. Например, слово "надо". В среднем оно может значить какое-то желание объекта, ещё иногда оно может значить то, что этому объекту необходимо, даже если объект и не хочет этого сам. Во фразе "так тебе и надо" оно может значить что-то вроде наказания, смысл уже совсем противоположный. Т.е. смысл слова определяется как множество контекстов, где это слово может быть уместно употреблено. А что тогда такое контекст? Это опять смысл, просто сверху над смыслом слова. Например фраза "так тебе и надо" в зависимости от контекста может значить что это надо именно тебе, “а не мне, я то тут причём?”. Можно ещё напридумывать смыслов в зависимости от того, как вы захотите сузить смыслы отдельных слов "так" "тебе" "надо" + ударения поставить. Т.е. варьируя, сужая, по-разному разные смыслы слов внутри контекста можно получать разные смыслы уже самого контекста, самой этой фразы, а смысл этой фразы будет определяться её контекстом, т.е. текстом в котором фраза была употреблена, желательно чтобы уместно.

Расширение контекстов

Множество возможных комбинаций смыслов выглядит огромным, но обычно сужается до относительно небольшого количества вариантов, зависит от связности которую сужающий сейчас может потянуть. Смыслы можно расширять и сужать и дальше. Смысл фразы внутри диалога можно понять по разному, смысл диалога внутри фильма можно сузить по-разному, смысл фильма внутри вашего периода жизни можно понять по-разному, пересмотрев его в другой раз вы найдёте для себя что-то ещё. Смысл вашего периода жизни внутри вашей жизни. Смысл жизни (уже сложный вопрос?) внутри некой группы жизней каждая сужает по-своему. Смысл группы внутри вида. Смысл вида, внутри межвидового взаимодействия. Смысл экосистемы внутри экосистемы более высокого уровня. Смысл максимально возможной экосистемы внутри сужающего её контекста, делающего перебор всех возможных лежащих внутри смыслов. Смысл этого контекста внутри чего? Бум. Как выйти за пределы контекста? Зачем? Это что-то даст? Смогу ли я понять? Нет! Кто-то другой сможет? Покажите.

Во многих цитатах, песнях, фильмах, событиях, религиозных трактатах содержатся похожие друг на друга идеи, кажется, что ничего нового уже придумать невозможно. Всё было придумано давным давно. Так же и фильм Матрица использует идеи, которые где-то уже были. Дальше будет о том, какие идеи можно увидеть. Кстати, возможны пересечения с тем видосом-разбором "Агент Смит - человек", так что лучше сначала его посмотреть.

Первая сущность-идея

Первая сущность-идея которую я бы выделил это Оракл (Пифия), она как бы про неизбежность, про медитацию, про судьбу, про принятие и веру. Именно она создаёт пророчество, говорит Морфеусу, что Нео избранный (при этом она программа, часть матрицы, и сама про это говорила). Нео остаётся только принять это и следовать по предлагаемому пути. Она заставляет Нео верить во всё новые и новые, всё более невероятные вещи. Во второй части она говорит Нео, что выбор уже сделан и что у него больше нет выбора и остаётся только принять это. Потом говорит, что нужно будет пойти на жертву ради Зиона и это тоже судьба.

Вторая сущность-идея

Меровинген. Одна из старейших программ матрицы, призванная контролировать людей с помощью базовых эмоций и чувств - страстей и страхов. Его образ показывает это, француз-эстет, способный вызвать желание кусочком тортика (сцена во время первой встречи). Его жена совсем не предавала Меровингена во второй части, она даже сказала что всё это просто игра, она делала то, что нужно было сделать Меровингену. Она повела Нео дальше по пути к архитектору, попутно заставив его поцеловать её по-настоящему, т.е. показать Нео контроль над эмоциями, ведь Нео любит Тринити которая стоит рядом в этот момент, но готов преодолеть их, если так нужно, чтобы спасти Зион.

Третья сущность-идея

Архитектор. Он, конечно, про разум, про желание всё описать, предсказать и проконтролировать. Он говорит Нео: ты был абсолютно предсказуем и не представлял опасности, поэтому ты здесь. Ты 6й экземпляр избранного, если считать только тех, которые вносили изменения в уравнение. Ещё было множество избранных которые не помогли приблизиться к его решению. Реакция этих избранных показана на мониторах в весьма аскетичной комнате Архитектора. Его задача описать уравнение и сбалансировать его, с каждым удачным избранным он добавляет в уравнение переменную, но не может его самостоятельно решить. Ему помогает Пифия, задача которой разбалансировать уравнение. Примерно так же работают нейронные сети, которые по сути являются многопараметрическими уравнениями, можно добавить один нейрон, но варьирование значения нового нейрона скорее всего не улучшит решение задачи. Для улучшения надо немного изменить значения всех других нейронов - разбалансировать уравнение. Потому что нейроны эффективно решают задачу только сообща.

Четвёртая сущность-идея

Агент Смит. Он олицетворение смерти эго, поражения, главный враг, жуткий злодей. Матрица отлично показывает что главный злодей нужен не для того чтобы победить его, а для того, чтобы проиграть ему. Чтобы сделать выводы и вернуться на следующий цикл к Ораколу, начать играть по другому. На следующем цикле Нео сможет победить старого врага, но настоящий враг уже другой. На следующем цикле есть новый враг которому опять нужно проиграть. И матрица охрененно это показывает. Сначала Нео проигрывает Смиту, когда тот вживляет жучок в Нео, но зачем в матрице жучки? Матрица и так везде, это просто способ напугать. Дальше Нео уже не боится Смита, но в конце первой части Смит убивает его физически - опять поражение. Нео воскрешается и его уже никак не убить, но следующее испытание: сможет ли он пожертвовать жизнью Тринити, конечно Нео опять проигрывает - он не смог (сцена с Архитектором во второй части). Потом Нео жертвует Тринити на пути к главному компьютеру в третьей части, он понимает что иногда нужно проиграть, и отдаёт свою жизнь агенту Смиту добровольно. Как говорит Смит, "мы оба уже знаем что сегодня мне предстоит победить". Но Нео всё ещё в матрице в четвёртом фильме и то, что Морфеус - программа - жирнейший на это намёк. Испытание 4й части это сразу и то, что Нео не избранный, ведь как избранный может годами жить в матрице и то, что Нео не единственный избранный, как минимум Тринити тоже избранная. В конце, когда Аналитик спрашивает в чём же теперь их цель, они отвечают, что хотят показать людям на что способно чистое человеческое сознание, что на самом деле избранные - все. А стёб и метаирония четвёртой части это то, как говорят тоже самое авторы фильма. Ваше чистое сознание способно на всё, но вы выбрали быть вы чувствительными только к красивой картинке.

Идеи в квадрате

Это всё прикольно конечно, но что если попробовать применить идеи к самим идеям, такие себе идеи в квадрате. Они как бы попарно перемешиваются друг с другом. Идеи - сущности описанные выше сами ведут себя так, как-будто они тоже часть своих собственных циклов. Тогда:

Первая ^ 2

На место Пифии (Оракла) встаёт… опять Пифия? Причём не вторая, а любая, сразу. Новое начало. Она говорит что после второй части она изменилась (прошла цикл?), что теперь и ей нужно сделать свой выбор, из диалогов мы понимаем что любая программа создаётся с определённой целью, иначе она стирается, т.е. Пифия тоже следует своей судьбе, раз она не стёрта. В третьей матрице агент Смит её догнал и поглотил, чему Пифия не препятствовала, а просто сказала "делай что должен". Она знала про новый цикл. В конце 3й части девочка спрашивает Пифиию "увидим ли мы Нео когда-нибудь снова", она отвечает "я думаю да, однажды".

Вторая ^ 2

На место Меровингена встаёт Морфеус. На самом деле они оба, сразу. Кстати, в 4й части иронично показали что Морфеус тоже программа. Он - выбор. Наверное главный символ Матрицы это выбор который Морфеус предлагает Нео. Выбор между правдой и ложью красной таблеткой и синей. Но и многие остальные сущности тоже делают свой выбор. И выбор Нео расширяется с каждым разом. Выбор между сном и явью, между страхом и действием, красной таблеткой и синей, выбор брать ли красную если предложена только она, выбор отказаться от этого выбора. Выбор - это олицетворение того, что выбирающий ставит в приоритет в долгосрочной перспективе. Если Меровинген манипулирует только с помощью отдельных базовых эмоций и инстинктов, то настоящий сложный выбор - это комбинация эмоций и ответ на вопрос какая из них сильнее.

Третья ^ 2

Архитектора можно дополнить самим Нео и главным компьютером. Именно главный компьютер создал весь этот мир в матрице, именно внутри него происходит это движение по циклам, а Нео это тот кто движется по этим циклам. Третья сущность в квадрате это стремление и путь к совершенству, совершенная идея. И как показал Архитектор, на момент разговора с ним, было всего 6 удачных шагов Нео на этом пути и несчётное количество неудачных.

Четвёртая ^ 2

Продолжение в виде четвёртой сущности - это всегда смерть третьей. Смерть совершенной идеи. Нет никакой матрицы, это всего-лишь фильм. И Нео не человек, он всего-лишь образ в этом фильме. Смерть совершенной идеи это ты - зритель. Это то, как ты сузил смысл фильма в контексте своего периода жизни, или вообще сказал, что смысла нет. Но это не страшно, ты будешь возвращаться к своим собственным циклам, к своим любимым фильмам. Самый мощный интеллект доступный человеку на сегодня - это общественный интеллект (интеллект отдельного человека несоизмеримо слабее), и мы обмениваемся с ним опытом. Это то, что говорит Матрица в четвёртой части, иронично добавляя зрителя в фильм.

Заключение

В религиях, например, бесконечный цикл может быть определён как сансара. Как пел Баста в песенке:
"Когда меня не станет — я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей
Нас просто меняют местами
Таков закон сансары, круговорот людей".

Нет нужды париться, всё равно будешь петь голосами своих детей. Христианство пошло дальше и ввело лучший мир, в который можно попасть только преодолев себя в этой жизни и умерев в конце концов. Зачем так явно вводить новый лучший мир? Так людям понятнее цель. Если есть сансара, то зачем стремиться к совершенству, когда можно расслабиться? Но существование другого лучшего мира в который можно и не попасть пугает людей, а это тоже плохо, потому что для изменений нужно больше свободы и меньше страхов. В итоге, большинство людей, так или иначе, понемногу верят в обе концепции, но религии всё же разделяют. Выше я тоже описал свою “религию”, которая как и все религии об одном и том же. Очень кратко она умещается в один абзац, чуть менее кратко умещается в этот весь текст. И нет, моя религия не о том, что все мы в матрице xD.

Даа, сложна. Ок, возможно я зря тут развёл синдром поиска глубинного смысла, не это имели ввиду авторы. Лично мне не очень интересно что они имели ввиду. Мне интересно что Вы поняли, какой смысл Вы извлекли? О чём по-вашему фильм? Расскажите. Про избранного который был простым человеком, а оказался таким единственным на всю матрицу? Про то, что люди наверное могут летать, про борьбу с системой, красивые драки и эффект замедления времени? Про любовь с той единственной, которая была послана судьбой? Мне нравится, красивые сказки, почти идеальное уравнение кассового фильма, я бы ещё котиков добавил - маленькая деталь чтобы сбалансировать его. Но в чём ваша цель?
- To balance the equation or unbalance it?
- Автор, весть этот текст не уместен, в нём нет смысла…
- Так вот как выйти за пределы контекста!